Наркомания и борьба с наркотиками: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта. Доклад с Интернет-конференции "Здоровье граждан как общественная проблема" 2009г.

 

С 30 января по 14 февраля 2009 года на сайте Socpolitika.ru проходит Интернет-конференция "Здоровье граждан как общественная проблема" 
 

Предлагаем вашему вниманию доклад, опубликованный в рамках этой конференции.

Наркомания и борьба с наркотиками: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта

Автор: Белобрагина Н.В.

Употребление наркотиков в мире продолжает увеличиваться в течение последних трех десятилетий. Все больше людей употребляет наркотики, все больше становятся зависимыми. Оборот мировой наркоиндустрии оценивается экспертами ООН примерно в 400 млрд. долларов в год, что составляет около 8% оборота всей международной торговли. Употребление наркотиков влияет не только на социальные показатели, но в долгосрочной перспективе заметно ухудшает «качество» населения: растет детская смертность, здоровье новорожденных детей у родителей, употреблявших наркотики, заметно слабее, что ведет к сокращению средней продолжительности жизни. Растет число заболевших ВИЧ инфекциями, количество самоубийств

Между тем, есть основания полагать, что наркотизация негативно влияет не только на смертность, но и на уровень рождаемости в обществе. Благодаря наркомании и практике сильных алкогольных интоксикаций показатели смертности среди молодежи в России в разы выше, чем во многих постсоциалистических странах, включая беднейшие. Многие девушки и юноши умирают, не успев произвести на свет потомство. Катастрофическая смертность мужчин также является фактором снижения рождаемости. Смертность молодого мужского населения репродуктивного возраста автоматически увеличивает процент неполных семей, в результате чего растет процент одиноких женщин, отказывающихся от заведения второго или даже первого ребенка. Кроме того, большой разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин означает, что высокий процент женщин имеет таких брачных партнеров, относительно которых у них нет и не может быть уверенности в том, что они смогут оказать своим женам ту поддержку, которая им неизбежно потребуется в течение значительного времени после рождения ребенка. В подобной ситуации высокий процент женщин не решается на рождение детей.

Очевидно, что как легкие, так и тяжелые наркотики не только создают феномен российской сверхсмертности, но и способствуют снижению рождаемости (хотя бы в результате смертей молодых людей), а значит, влияют на углубление демографического кризиса в России. Растет смертность от передозировки употребления психотропных веществ. Если, по экспертным данным, в 2004 году от наркотиков в России умерло 70 тыс. человек, то в 2005 году умерло 100 тыс. Одновременно рождаемость среди женщин, не употребляющих наркотики, в три раза выше, чем среди женщин наркозависимых.

Проблема незаконного производства наркотиков очень тесно переплетается с другими глобальными проблемами человечества, например, проблемой распространения СПИДа. На сегодняшний день только в России зарегистрировано 228 тысяч больных СПИДом, из которых 90% заразилось им при употреблении наркотиков инъекционным путем, а именно героина.

Официальное число наркоманов по всему миру только в 2005 году составило 200 миллионов человек в возрасте от 15 до 64 лет, или 5 процентов населения планеты .

Большая часть наркоманов - мужчины, несмотря на то, что в некоторых странах наметился рост наркомании среди женщин .

В азиатских странах - 90% от числа наркоманов составляют мужчины; в странах СНГ - 80% (в Российской Федерации - 84%); в странах Латинской Америки в среднем от 70 до 80% (в Боливии 83%, Колумбии 80%, Чили 73%); Великобритания и Германия – по 63%; США - 56%, что, без сомнения, влияет на генофонд нации, если помнить о существующих половых диспропорциях: если в развитых странах мира на 100 женщин 60 лет и старше приходится 72 мужчины того же возраста,то в менее развитых странах - 88. В возрастной группе 80 лет и старше в развитых странах на 100 женщин приходится 46 мужчин, а в наименее развитых странах - 73 .

Среди подростков число девочек, употребляющих сильные наркотики, догоняет число мальчиков. Однако в старшем возрасте разрыв между мужчинами и женщинами, употребляющими сильные наркотики, становится более значительным .

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности поисков решения данной проблемы, ее анализа и реализации наиболее эффективных выработанных мер.

За последние 10 лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз . Их потребители, основном, люди в возрасте до 30 лет.

К началу 1994 года в медицинских учреждениях было зарегистрировано 38,7 тыс. человек с диагнозом "наркомания"; в 1999 году - 209 тыс. В 2000 году в России наркотической зависимостью страдали более 2 млн человек (по некоторым данным, около 3 млн). За 10 лет смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Излечиваются от наркомании, т.е. не употребляют наркотики более года, всего 5-6%.

Потребителей запрещенных веществ в России официально зарегистрировано 500 тыс., однако, по данным Международного комитета по контролю за наркотиками, общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, может достигать 6 млн. человек, или 4% численности населения .

При этом 2 млн российских наркоманов - молодые люди в возрасте до 24 лет, а 1 млн российских граждан употребляют наркотики-опиаты.

В 2006 году Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков объявила, что за последнее время в России удалось снизить рост наркомании. Если в 90-е годы рост числа лиц, употреблявших наркотики, шел с ужасающей скоростью - темпы прироста больных наркоманией шли с динамикой 21 % в год, а начале века - 26% в год, то сейчас ситуация стабилизировалась, и составляет чуть меньше процента ежегодно. Однако в ближайшие годы смертность от наркомании будет очень высока, так как начнут умирать те, кто стал наркоманами пять лет назад.

Социальная политика в отношении употребления наркотиков отражается в законодательстве страны. Различия в разных странах порой доходят до противоположностей. Так в США провозглашается абсолютная нетерпимость к употреблению наркотиков. Эта политика противопоставляется другой социальной стратегии – уменьшения вредных последствий, применяемой в Англии и Нидерландах. Политика уменьшения вредных последствий, главным образом, преследует цели минимизации последствий употребления на личность и общество. Самыми тяжелыми из таких последствий являются преступность и распространение ВИЧ-инфекции. Поэтому общество начинает поддерживать употребление наркотиков, обеспечивая наркоманов одноразовыми шприцами и, выписывая лекарственные наркотические средства. Такие меры призваны снизить частоту ВИЧ-инфицирования, уменьшить количество краж и грабежей. Другой пример, столица Нидерландов – Амстердам, где частью стратегии было снисходительное отношение полиции к хранению и употреблению наркотика, за которым закрепилось название «легкий».

К производителям и распространителям наркотиков разные страны мира применяют разные по своей суровости санкции. В других странах Европы - Австрии, Франции и Швейцарии распространение и производство наркотиков грозит сроком лишения свободы до 20 лет, Дании и Германии - до 15, Швеции - до 10, Венгрии - до 8, Польши - до 7,5, Италии - от 2 до 20, Великобритании, Греции, Австралии (Новый Южный Уэльс) - до пожизненного заключения.

По данным Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка ООН, самые здоровые страны мира – скандинавские. В Швеции отмечены низкие уровни смертности младенцев, как и в Финляндии, Дании (средний уровень продолжительности жизни взрослого населения 69 лет у мужчин и 71 год у женщин) и в Исландии, где самый высокий уровень продолжительности жизни (72 года у мужчин и 74 у женщин), и самый низкий уровень смертности младенцев. Одновременно с этим, в Скандинавии на порядок ниже показатели потребления наркотиков.

Поскольку Скандинавские страны, по оценкам ООН, признаны наиболее здоровыми, их социальная политика, в том числе и пути решения проблемы наркотиков, заслуживает более подробного рассмотрения.

Например, наиболее известная Шведская модель. Употребление наркотиков студентами по исследованиям 2008 года, ниже, чем в 1990, и значительно ниже, чем в среднем по Европе. Кроме того, употребление наркотиков в Швеции значительно снизилось за последние пять лет. Это достижение заслуживает особого внимания.

Ключевым фактором шведского успеха стало поднятие проблемы на государственный уровень.

Конечно, через Швецию не проходят основные пути наркоторговли, разница доходов населения не велика, что снижает уровень социальной дифференциации, уровень безработицы, включая безработицу среди молодежи, ниже среднеевропейского уровня. Эти социальные факторы снижают риск употребления наркотиков.

В отличие от большинства Европейских стран, самые проблемные наркотики в Швеции не героин, а амфетамины. Несмотря на прогресс в сокращении употребления амфетаминов, остающийся высоким уровень их использования вызывает наибольшее беспокойство в этой стране.

Героин, наиболее распространенный в Европе, был неизвестен в Швеции до конца 1960 годов. С того времени употребление героина неуклонно росло, и на сегодня это второй по распространенности наркотик в Швеции. Кокаин и экстази наименее распостранены. Как и в большинстве других стран, наиболее популярен среди молодежи гашиш. В новом тысячелетии снова наметилась понижающая тенденция в употреблении наркотиков среди молодежи. Среди девятиклассников употребление снизилось на 35 процентов в промежутке с 2001 по 2006 год (с 9,2 до 6 процентов). Снижение спроса на наркотические вещества наблюдается как у мужчин, так и у женщин. Среди призванных на военную службу употребление наркотиков заметно снизилось в 2002-2005 - на 25 процентов (с 17,9 до 13,5) для всех категорий наркотиков. Особенно серьезным было снижение употребление ЛСД (-62 процента с 2002 по 2005), экстази (-56 процентов), героин (-50 процентов) и амфетаминов (-42 процента). Последние исследования показывают, что незаконное применение наркотиков 15-16-летними подростками в Швеции равно 8 %, что составляет примерно треть от среднеевропейского уровня (22%). Уровень заболевших ВИЧ-инфекциями в Швеции составляет 0,2 процента населения по результатам исследования 2005 года, что заметно ниже Среднеевропеского уровня – 1,1 процент, и немного ниже уровня Центральной Европы (0,3 процента). К тому же, уровень Вич-инфекций заметно снизился за последние два десятилетия, как в абсолютном исчислении (с пикового уровня 204 случая заражения в 1986 году до 25 случаев в 2005, что составляет 88 ппроцентов), так и в относительном – отоншение числа всех заболевших (с 45 процентов в 1985 до 6 в 2005) .

Национальный проект по борьбе с наркотиками был принят прпавительствмо Швеции в 2002 году и был расчитан на три года. Он ставил три основные цели: снизить количество незаконного употребления наркотиков, подтолкнуть людей, употребляющих наркотики покончить с этой привычкой, снизить предложение наркотиков. Чтобы применить видение «общества, свободного о наркотиков», были необходимы следующие меры:

- трудоустроить большее количество людей
- помочь большему количеству людей отказаться от наркотиков
- информировать людей о последствиях использования наркотиков
- снизить количество людей, попробовавших наркотики впервые (в т.ч. путем вмешательства в субкультуры, пропагандирующие употребление наркотиков)
- оказать помощь большему количеству людей, употребляющих наркотики, чтобы снизить уровень преступности
- снизить доступность наркотиков

Проект предусматривает усиленную ориентацию на снижение спроса на наркотики у населения путем осуществления более координированных мер на локальном, региональном и национальном уровнях. Для этих целей правительство назначило Координатора национального проекта по борьбе с наркотиками, чьи основные обязанности включили в себя:

- развитие сотрудничества с властями, муниципальными консульствами и т.д.
- формирование общественного мнения
- оказывание поддержки муниципальным и окружным консульствам в разработке местных стратегий
- инициировать разработку методов и проведение исследований
- представлять власть в СМИ по вопросам наркотиков
- оценивать план действий
- регулярно предоставлять отчетность правительству (как минимум раз в год).

Проект также обозначил необходимость принятия интенсивных мер для введения проблемы наркотиков в ряд политических приоритетов, предотвращения употребления наркотиков, расширения перспективы медицинского лечения, повышения эффективсти контролирующих функций и уровня интернационального сотрудничества.

На четыре года внедрения плана был выделен бюджет в 44 млн долл. В реальности, инвестировано было более 50 млн долларов в ценах 2005 года. Большая часть была потрачена на поддерживающие исследования для повышения эффективности принимаемых мер. Правительство предоставило дополнительные ресурсы для развития политики локального предотвращения, в т.ч. гранты, которые могли использоваться на разработку мер по предотвращению, включая найм локальных координаторов. В результате, большинство муниципалитетов в Швеции имеют в настоящее время таких координаторов. Координаторы исполняют свои обязанности, исходя из шведской модели общественного здоровья и мер по предотвращению употребления наркотиков, основанных на модели интегрированного общества.

Координаторы стали агентами, способствующими мобилизации общества на всех уровнях в достижении одной цели: снизжение употребление наркотиков и максимальное приближение к видению общества, свободного от наркотиков. Кроме того. Назначением Координаторов, шведское правительство достигло еще одного очень важного результата: абстрактные политические меры стали «персонифицированы». Этого не хватало в шведской политике до принятия проекта.

Видение общества, «свободного от наркотиков», существует не только в Швеции, но эксплуатируется также многими скандинавскими соседями. План действий по борьбе с наркотиками и алкоголем, принятый норвежским правительством в 2002 году, устанавливает, что основой для формирования видения для норвежской политики по регулированию проблемы наркотиков является общество, свободное от употребления наркотиков.

В Дании с 2001 года проповедовалось видение, аналогичное шведскому, и называлось «политикой нулевой терпимости». Когда в либеральное правительство консерваторов пришло к власти в 2001, его т.н. политика «нулевой терпимости» должна была способствовать снижению числа преступлений, связанных с наркотиками, а также усилить наказания за них и сделать доступ к лечению более открытым, особенно в тюрьмах. Использование любого наркотика, включая использование гашиша, стало криминализировано. Нужно подчеркнуть, что дебаты о различной политике контроля за людьми, употребляющими наркотики, и дилерами, об определении, «легких» и «тяжелых» наркотиков постоянно поднимались в датском парламенте в течение последних 30 лет. Были увеличены штрафы за первичное употребление наркотиков от 75 Евро до 275. Было установлено наказание не только за торговлю наркотиками, но и за хранение любого количества вещества.

Наказания были изменены – от административного до тюремного срока –например, за продажу наркотиков людям моложе 18 лет. Максимальные тюремные сроки за наркопреступления были подняты с 6 до 10 лет, за торговлю с 10 до 16 лет. Ужесточилась система контроля в тюрьмах. Хотя в тюрьмам людям, страдающим тяжелой зависимостью, можно получить методон.

В Исландии, аналогично, была принята в 2002 г. программа «Исландия свободная от наркотиков 2002» (Drug-free Iceland 2002), в Финляндии основная цель государственного наркоконтроля «предотвратить применение наркотиков и распространение использования наркотиков для снижения разрушающего эффекта, оказываемого на людей, а также снижения издержек, связанных с использованием наркотиков».

Однако, в последнее время некоторые государства заявляют, что «общество, свободное от наркотиков» - не реалистичная цель, и основной целью должно быть стабильное снижение употребления наркотических средств. В частности, Норвегия приняла закон о бесплатных инъекциях методона. Основной целью этой программы норвежские власти считают снижение преступности.

В России масштабы и темпы распространения наркомании таковы, что ставят под вопрос социальную стабильность и национальную безопасность российского общества.

Борьба с наркоманией выдвинута Президентом России в число приоритетных задач руководства страны. Действует Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», принятая Правительством России, концепция профилактики наркомании в образовательной среде, разработанная Министерством образования. Срок действия правительственной программы 2005-2009 гг. Ее целями объявлены проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления, концентрация усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации. В октябре 2007 Указом Президента РФ №1351 утверждена «Концепция демографической политики на период до 2025 года». Данный документ предусматривает увеличение населения страны до 145 миллионов человек к 2025 году. Первый этап реализации демографической программы предполагает постепенное сокращение темпов естественной убыли населения в течение 3-4 лет. Окончательная стабилизация численности населения РФ на уровне не менее 140 миллионов человек должна произойти к 2015 году. В течение последующего десятилетия население страны должно будет вновь увеличиться до 145 миллионов человек. Основная роль в демографической политике РФ отведена мерам по стимулированию рождаемости и снижению смертности, а также так называемой «замещающей миграции». Ожидается, что к 2015 году миграционный прирост населения может составить 160-170 тысяч человек в год, а к 2015 году он достигнет 300 тысяч в год. Очевидно, что в борьбе со смертностью немаловажную роль играет и контроль уровня наркомании в стране.

Одновременно с демографической программой, программа по борьбе с наркотиками ставит перед собой задачу снизить потребление наркотиков к 2010 году на 16-20% по сравнению с 2004 годом, а число наркоманов - на 950 тысяч - 1,2 млн человек. Но стоит отметить, что бюджет правоохранительной, лечебной и профилактической частями программы заметно разнится. На профилактическую часть выделено меньше всего средств, несмотря на то, что даже в программе демографического развития утверждается, что укрепление здоровья детей и подростков должно происходить прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга

Согласно данным опроса ВЦИОМ 2007 г., 3% респондентов признают, что среди их близких, знакомых людей есть те, кто употребляет наркотики. 73% опрошенных полагают, что таких людей в их окружении нет. И 13% допускают, что, возможно, и есть, но им об этом достоверно не известно. В России молодежь относится к употреблению наркотиков более терпимо, чем старшие возрастные группы. Среди опрошенных моложе 35 лет 10–11% считают это допустимым или требующим снисхождения. Согласно данным опросов, регулярно потребляют наркотические средства 13,9% молодежи 11–24 лет, что ниже, чем, в среднем, на Западе. Однако не менее 4,2% потребляют чаще 2 раз в месяц героин, 0,6% — первитин, 0,2% — эфедрин.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Международные исследования показывают, что население Швеции особенно сознательно относится к здоровью. В России в молодежной среде уровень самосохранительного поведения ниже. Среди опрошенных в возрасте до 35 лет 10–11% считают потребление наркотиков допустимым или требующим снисхождения.

Достижения Швеции являются дополнительным доказательством того, что каждое государство несет ответственность за размеры проблемы употребления наркотиков в своей стране.

Проблему незаконного распространения наркотиков и их немедицинского потребления невозможно решить одними только полицейскими методами без унификации национальных законодательств в этой сфере, постоянного обмена информацией, и установления доверительных отношений с обществом. Необходим контроль не только за наркотрафиком, но и за лицами, употребляющими наркотики. Очень важно предоставить обществу систему ценностей, как, например, в Швеции на уровень национальной идеи было поднято «общество, свободное от наркотиков» или политика нулевой терпимости в Дании. На государственном уровне, как показывает практика, это достижимо.

Важно помнить, что законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с наркотиками. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на причины появления проблемы непосредственно, т.е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков. В России, к сожалению, подобная система недостаточно развита, что усложняет мобилизацию всех сил общества в борьбе с этим тяжким недугом.

 

1 Новости России. https://www.newsru.com (16 февраля 2006 г.)

2 Коротаев Д.В., Халтурина В.А. Глубинные причины алкоголизации и наркотизации России в контексте международного опыта – Сетевой журнал «СВОИ». https://www.smi-svoi.ru/content/?fl=554&sn=1062

3 Краткий обзор Всемирного Доклада ООН о Наркотиках. – «Антинаркотический Гражданский Альянс». https://www.antidrug.health.am/rus/lib_rus/wdr2006_ex_summary_rus.pdf (2006)

4 Там же

5 Электронная версия бюллетеня Население и Общество. - Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. https://demoscope.ru/weekly/2006/0261/barom05.php (16 - 29 октября 2006)

6 «Наркомания языком цифр» - Информационный ресурс «Пастор.ру» www.pastor.ru/site_temp/?module=articles&action=view&aid=741

7 Проблема наркомании в России: статистические данные – Медицинский портал «Грандекс». https://www.grandex.ru/medicine/news/7294.html (28.06.2007)

8 Проблема наркомании в России: статистические данные – Медицинский портал «Грандекс». https://www.grandex.ru/medicine/news/7294.html (28.06.2007)

9 Annual Report. The state of the drugs problem in the European Union and Norway. Lisbon: EMCDDA Report; 2005.

10 Владивостокский центр исследования организованной преступности. https://www.crime.vl.ru

11 Рейтинг самых здоровых стран мира - «Скандинавия по-русски». https://norse.ru/society/common/health.html (2008)

12 Bullain N.,Toftisova R. A Comparative Analysis of European Policies and Practices of NGO-Government Cooperation - The International Journal of Not-for-Profit Law Volume 7, Issue 4, https://www.icnl.org/knowledge/ijnl/vol7iss4/art_1.htm#_ednx (09.2007)

13 Там же

14 McIntosh, James & Esther Saville (2006). “The challenges associated with drug treatment in prison”, in: Probation Journal. The Journal of Community and Criminal Justice, vol. 53(3):230- 247

15 Шереги, Ф.Э., и А.Л. Арефьев. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. М.: Издательство «ОПТИМ ГРУПП». 2003.