"Когда уже нет надежды…" Опыт социального сопровождения человека, живущего с ВИЧ
Кейс-менеджмент (case management, по-русски также называется «работа со случаем» или «социальной сопровождение». Кейс-менеджмент - достаточно распространенный метод на Западе, его используют в индивидуальной социальной работе с различными клиентами: бездомными, пациентами больниц, людьми, живущими с ВИЧ, неблагополучными семьями, людьми, освобождающимися из заключения, пожилыми, эмигрантами, в сфере восстановительного правосудия, зависимыми людьми и т.п. Кейс-менеджмент в социальной работе одновременно направлен и на решение психологических, социальных проблем и проблем со здоровьем, и на работу с социальной системой, в которой живет клиент (от направления во всевозможные организации до адвокации). Таким образом, кейс-менеджмент - это некоторое сопровождение клиента в решении его проблемы от начала и до конца. Целью кейс-менеджмента является предоставление социальных услуг самым эффективным способом, и оптимальные клиенты данных программ - люди с множественными психосоциальными проблемами и/или проблемами со здоровьем.
Это пример кейс-менеджмента в условиях российской действительности, социальное сопровождение, которое осуществила социальный работник Благотворительного фонда «Диакония» Чугунова Мария.
История успеха.
К.Алексей, 34 лет направлен в апреле 2011 г в БФ «Диакония» в результате сотрудничества с Братством св.Анастасии Узорешительницы (Проект «Паллиативный уход для ВИЧ+»). На момент обращения он находился в 1 хирургическом отделении НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, его лечение было завершено, но он не мог выписаться из больницы, так как ему негде было жить. На тот момент Алексей не мог самостоятельно ходить, передвигался на больничной инвалидной коляске, нуждался в медицинском и бытовом уходе, так как вследствие менингоэнцефалита у него были парализованы ноги. Кроме этого у Алексея был выявлен туберкулез мозга, ВИЧ инфекция и ряд других хронических заболеваний, в том числе - наркомания. Заведующий хирургическим отделением НИИ им. Джанелидзе любезно согласился отложить выписку Алексея на несколько дней, а также организовать ему консультацию фтизиатра, необходимую для снятия диагноза по туберкулезу, чтобы обеспечить Алексею возможность попасть в какое-либо социальное учреждение. К счастью, туберкулезный процесс у Алексея прекратился и диагноз был снят.
Алексей Кугачев оказался в такой трудной ситуации не только из-за проблем со здоровьем, но и из-за конфликтной ситуации в семье. До больницы он проживал с бывшей женой, ее новым мужем и своей несовершеннолетней дочерью в комнате в коммунальной квартире в Невском районе СПб. Будучи наркоманом, он вел асоциальный образ жизни, воровал вещи из дома, не работал. Был судим, сидел в тюрьме, где и обострились его заболевания. Став беспомощным инвалидом, он категорически не хотел возвращаться в бывшую семью, так как отношения были испорчены и он не мог надеяться на помощь и уход.
Таким образом, перед социальной службой БФ «Диакония» встала задача срочно поместить инвалида-колясочника в социозащитное учреждение. Я последовательно обзвонила все больницы, имеющие отделения сестринского ухода, но нигде не было свободных мест, связалась с госпитальным отделом Комитета по здравоохранению администрации СПб, попросив помощи в его госпитализации на сестринский уход в порядке исключения по социальным показаниям, но мне было отказано, так как подобных случаев слишком много. Тогда я пошла на прием к начальнику сектора работы с инвалидами КЦСОН Невского р-на А.К. Недзведскому и попросила помощи. Александр Казимирович Недзведский связался с различными социальными учреждениями Невского р-на, но не смог помочь нам решить проблему Алексея. В частности, устроить его в Дом ночного пребывания было нельзя, так как у Алексея есть регистрация по месту жительства, больницы его не взяли, так как там нет мест, Центр социальной реабилитации инвалидов на ул.Чудновского, д.4 корп.1 мог взять его не раньше, чем через месяц, а очередь в интернат для инвалидов составляет примерно год, если комиссия его на эту очередь поставит.
В этой критической ситуации руководство БФ «Диакония» приняло решение поместить Алексея в реабилитационный центр «Пошитни». Мне удалось срочно достать напрокат инвалидную коляску и костыли и консультант «Диаконии» забрал Алексея прямо из больницы и отвез в Псковскую область на попечение воспитанников, проходящих там реабилитацию. Через некоторое время Алексей выразил желание работать в программе реабилитации, с удовольствием выполнял посильную работу на кухне, насколько мог, влился в коллектив воспитанников Центра.
Во время его нахождения в Центре Алексей выдал мне доверенность на оформление ему пенсии по инвалидности, открытие пенсионного счета, оформление полиса ОМС взамен потерянного, а также на продолжение попыток поставить его на очередь в интернат, также он попросил меня сообщить о его местонахождении сотрудникам милиции, так как выяснилось, что на него заведено очередное уголовное дело и он должен находиться под домашним арестом. Все это было сделано, Алексей начал получать пенсию и частично оплачивать свое пребывание в Центре.
За время пребывания в Центре «Пошитни» здоровье Алексея значительно улучшилось. Он начал самостоятельно ходить без костылей, окреп, перестал нуждаться в уходе. Таким образом, отпала необходимость в помещении его в интернат. В сентябре Алексей вернулся в город, поселился у своей двоюродной сестры. По приезде, он сообщил мне по телефону, что нашел работу, ходит на группу NA, что у него все хорошо и что он очень благодарен всем сотрудникам БФ «Диакония».
Социальный работник
Благотворительного фонда «Диакония»
Чугунова Мария